Алена Моргуновская, Юлия Силина, корреспонденты журнала «Крылья Родины». Авиация на форуме «Армия»: акцент сделан на беспилотную, но есть и несколько пилотируемых новинок.
Открывшийся 12 августа форум «Армия» в этом году делает акцент в большей на беспилотную авиацию. В павильонах и на уличных стендах можно увидеть большое количество различных беспилотных летательных аппаратов. Их представляют, как известные на рынке ВПК производители, так и частные разработчики из числа небольших организаций, занявшихся этим в инициативном порядке. Для таких частных разработчиков на форуме выделен отдельный сектор, который так и назвали - народный ОПК.
Интересные беспилотники представлены, конечно, и на стендах крупных игроков рынка. Так, концерн Калашников показал сразу три своих БПЛА-наблюдателя и один ударный дрон-камикадзе. Наблюдатели могут использоваться в том числе для наведения и корректировки работы ударного дрона, он меняет координаты цели по получаемым с них данным. Наблюдателей три – самый большой из них, СКАТ 350М, имеет размах крыла около трех метров, способен пролететь порядка 200 километров (а оператор может работать на расстоянии до 100 км от него). СКАТ 350М имеет электрический двигатель. Рядом с ним показаны аппараты поменьше – внешне похожие на него, но имеющие несколько меньший радиус работы и скорость. При этом один из них работает на более малых высотах, а другой – самый маленький – несмотря на то, что едва ли способен нести серьезную нагрузку помимо камеры, имеет свои преимущества в том, что для его запуска не требуется катапульты или какой-либо площадки, он стартует с руки. Все три дрона имеют разное назначение и возможности, и все три могут использоваться для наведения ударного дрона-камикадзе КУБ БЛА. Тот способен лететь на высоте до 2500 метров и находить цель без участия оператора, ориентируясь на данные дронов-наблюдателей, несет 3-х килограммовую боевую часть.
Представлены рядом с ними и еще два беспилотника – авторства компании «Тихие крылья», которая недавно вошла в концерн. Легионер G-29S, аппарат с гибридным двигателем и топливным баком на 8 литров, способен лететь на расстояние до 500 километров со скоростью около 100 километров в час. Е-29S – сходная модификация, но работающая уже исключительно на электричестве. Е-33 вертолетного типа, еще один аппарат этой компании, представленный на «Армии» – используется для доставки, аппарат имеет грузоподъемность до 10 килограмм.
На стенде ОАК показан перспективный беспилотный летательный аппарат С-76, на «Армии» его впервые представляют широкой публике. С-76 объединяет в себе лучшее от мультикоптера и самолета, он способен выполнять весь полет в полностью автоматическом режиме без участия оператора. Этот БПЛ, как рассчитывают его создатели, может стать решением в области транспортировки грузов, в том числе в труднодоступные места – грузоподъемность этого беспилотника до 300 килограмм. Его использование может существенно снизить стоимость доставки необходимого в труднодоступные уголки страны.
Новинки пилотируемой авиации на этом форуме «Армия» тоже можно увидеть – хотя и только на статической экспозиции.
Рядом с беспилотником от ОАК разместился Як-130М в боевой камуфляжной ливрее. Самолет, до этого позиционировавшийся больше как учебный, представлен в боевой модификации. Рядом с ним показан также комплект вооружения, которые он способен нести.
Ак-3 – еще один интересный аппарат, показанный на форуме. Его разработали в частном КБ А. Кеменова. Его создали по мотивам известного самолета Великой Отечественной – Як-3. Он предназначен как для первоначального обучения пилотированию, так и для обучения высшему пилотажу и для выступлений на авиационных гонках и аэрошоу. Самолет, внешне похожий на дедушку современной авиации, выполнен из высокотехнологичных материалов, имеет малый вес и хорошую управляемость. Крейсерская скорость у Ак-3 340 километров в час, максимальная – 410. При этом пробег у него менее 300 метров, а практический потолок достигает 4000 метров. Дальность полета этого небольшого самолета – до 1000 километров, что делает его удобным для полетов на маршруты и участия в авиаралли. Для пилотажа его возможности также прекрасно подходят – диапазон эксплуатационных перегрузок от +8 до -6 G.
На площадке «Вертолетов России», около главных выставочных павильоном можно увидеть два вертолета – Ка-52Э и Ми-28НМЭ. Оба вертолета представлены в экспортной модификации, основные интересанты – представители иностранных делегаций и военных ведомств.