Самолетостроение

Алена Моргуновская, Юлия Силина, корреспонденты журнала «Крылья Родины». В Музее Задорожного провели субботник «Яковлева» по техническому обслуживанию самолётов времен Великой Отечественной войны

В минувшие выходные в Музее техники Вадима Задорожного прошел необычный субботник – авиационные специалисты из «Яковлева» провели техническое обслуживание музейных самолетов, созданных этим КБ.

В план работ авиационно-технических специалистов попали две машины – Як-3 и Як-9, оба эти самолета в коллекции музея оказались при непосредственном участии «Яковлева», оба они – оригиналы, летавшие в небе нашей страны в годы Великой Отечественной войны.

Як-3 в коллекции музея уникален вдвойне – это не только один из трех оставшихся в мире самолетов этого типа, но и борт со своей очень интересной историей. Этот самолет был построен на пожертвования колхозника Ферапонта Головатого. Интересно, что Як-3 был уже вторым самолетом, который Головатый лично приобрел на собственные средства, первым он оплатил самолет Як-1 ранее. Як-3 был вручен летчику Борису Еремину, которому до этого Головатый передал Як-1. В послевоенные годы его самолет хранился в ОКБ Яковлева, а потом после двух перевозок через океан был передан «Яковлевым» в Музей техники Вадима Задорожного.

Як-9 не менее интересен, на этот самолете летал Герой Советского союза Ивана Ивановича Клещёва. Лётчик, совершивший 380 боевых вылетов и сбивший около 50 самолетов противника, погиб 31 декабря 1942 года. Подлинный самолет этого летчика, как и Як-3, был передан музею самим ОКБ «Яковлева», где находился до этого на хранении.

В рамках подготовки к празднованию 80-летия Победы яковлевцы приехали в музей, чтобы привести в порядок самолеты. Для этого понадобился специальный инструмент – чтобы снять капоты и очистить от грязи их не только снаружи, но и изнутри.

Мероприятие было инициированы самими яковлевцами, руководил работами Сергей Борисович Сокут. На каждом из самолетов были свои руководители работ – по Як-3 таким руководителем стал заместитель директора музея по авиационно-космической технике Евгений Николаевич Лебедев, а работами по самолету Як-9 руководил Михаил Владимирович Шмаков.

Участие в работах авиационных специалистов из «Яковлева» было необходимо – для того, чтобы правильно открыть эти самолеты, нужен соответствующий инструмент.

Як-9, представленный в музее, на данный момент является единственным воевавшим в России, как рассказал Евгений Лебедев. А самолетов Як-3 всего три в мире – и один из них также в коллекции музея.

Коллекцию самолетов музея ежегодно видят свыше 250 тысяч человек.

Вместе с «яковлевцами» в работах на уникальных самолетах Великой Отечественной приняли участие члены Союза женщин летных специальностей «Авиатриса». Они вместе с авиационными специалистами участвовали в технических работах по поддержанию состояния уникальных самолетов.

Мероприятие в таком формате проходило в музее впервые.