Самолетостроение

Большой самолёт большой страны: 35 лет первому полёту Ил-96

Изображение ГосНИИАС.jpg

Создание любого самолёта – наукоёмкий процесс, требующий вовлечения множества различных отраслевых предприятий. Не исключением стал и Ил-96, первый советский широкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер, поднявшийся в воздух 28 сентября 1988 года.

Ил-96 положил начало целому семейству летательных аппаратов. Одним из таких стал Ил-96М/T, в создании которого принимал участие ГосНИИАС[1]. Разработанный в ОКБ Ильюшина, этот самолёт должен был стать заменой Ил-62, на котором к середине 1970-х годов осуществлялись практически все дальние авиаперевозки в СССР. Однако из-за его небольшой пассажировместимости и растущего спроса на авиаперелёты, росла нагрузка на аэропорты. Ещё на этапе проектирования Ил-96 закладывался как технологически продвинутый, по тем временам, авиалайнер.

Быстрое развитие авиационной техники заставляло конструкторов постоянно пересматривать прогнозируемые уровни технического совершенства. Новые пассажирские самолёты проектировались с учётом всех тех достижений в авиационной науке и технике, которые могли быть реализованы не только в ближайшем, но и в довольно отдалённом будущем.

И будущее наступило. В 1990-х годах сложилась потребность в модернизации Ил-96. Так появился Ил-96М/T – значимый проект ГосНИИАС в рамках работ по гражданской авиации.

C 1980-х годов институт осуществляет работы по внедрению новой авионики с открытой архитектурой – интегрированной модульной авионики. Эта технология позволяет сделать авионику воздушного судна более «гибкой» и значительно снижает стоимость модернизации борта. Например, раньше, чтобы сделать из авиалайнера транспортный самолёт требовалась серьёзная переработка бортовой электроники, теперь же – достаточно заменить один блок на другой. Результаты этих исследований легли в основу работ по Ил-96. Специалистами ГосНИИАС был разработан «Электронный бортинженер» – уникальная система, которая позволила сократить численность лётного экипажа до двух человек. Этот ценный опыт послужил началом развития новых компетенций и научно-технического задела института, связанных с гражданской авиацией. ГосНИИАС совершенствует эти компетенции, активно применяя их в разработке и модернизации новейших отечественных пассажирских самолётов – SJ-100 и МС-21.

«…мы смело взялись за новое дело. В какой-то степени институт всегда брался за новые технологии, поэтому особого страха не было. Наиболее близкими были нам проблемы авионики гражданского самолёта. И здесь нам протянул руку помощи наш сосед - коллектив ОКБ им. Ильюшина, доверив работу над самолётом Ил-96М/Т. Эта работа очень многое дала нам в овладении технологиями авионики гражданского самолёта», – вспоминает научный руководитель ГосНИИАС, академик РАН, Е.А. Федосов.



[1] Государственный научный центр Российской Федерации Федеральное автономное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем» (ФАУ «ГосНИИАС») входит в состав Национального исследовательского центра «Институт имени Н.Е. Жуковского» (НИЦ Институт им. Н.Е. Жуковского).

Источник: пресс-служба ФАУ «ГосНИИАС»