Будущее уже здесь: тренды и прогнозы в инженерии ИИ
В работе с искусственным интеллектом (ИИ) в современном мире существует определённый хаос, вселяющий в людей некий страх неизвестности. К системе нет полноценного доверия, так как пока нет четкого алгоритма ее работы.
Созданием этих алгоритмов и проектированием “поведения” нейросети занимается инженерия искусственного интеллекта – это область, которая разрабатывает и внедряет системы ИИ в предметные области или направления науки и техники. С её помощью создаются алгоритмы машинного обучения, нейронных сетей и других технологий, которые позволяют автоматизировать сложные задачи и применять ИИ в реальном мире.
Над созданием интеллектуальных систем, которые умеют анализировать большой объём информации, распознавать закономерности и адаптироваться к изменениям, работают инженеры ИИ. Именно они помогают сделать нейросеть способной решать практические проблемы и задачи в разных сферах жизни: медицине, финансах, производстве и многих других.
Какие основные этапы разработки системы нейросети можно выделить и в чём заключается работа инженера ИИ?
На пути к автономности
Основные направления инженерии ИИ включают:
- Машинное обучение: разработка и применение алгоритмов, которые позволяют компьютерам учиться на данных и улучшать свои результаты без явной программы.
- Глубокое обучение: использование многослойных нейронных сетей для решения сложных задач, таких как компьютерное зрение и обработка речи.
- Обработка естественного языка: создание систем, способных понимать и генерировать текст на естественных языках.
- Робототехника: интеграция ИИ в физические устройства для выполнения автономных действий.
- Экспертные системы: разработка программ, имитирующих поведение экспертов в конкретных областях знаний.
С помощью инженерии ИИ можно создавать системы, способные принимать решения и действовать без прямого участия человека. Нейросеть просто будет принимать решения на основе анализа данных и заданных инженером задач. Такой подход открывает новые возможности в науке и технике, позволяя создавать автономных роботов, беспилотные транспортные средства и другие системы, способные работать самостоятельно.
При этом инженеры ИИ не должны забывать о безопасности и этике при разработке. Для этого они внедряют определённые системы для защиты проектов от враждебных атак, а также разрабатывают системы для снижения таких рисков, как, например, утечка данных. Для защиты личной информации при разработке ИИ используются маскирование данных и дифференциальная приватность.
В период стремительной цифровизации и развития искусственного интеллекта не остается сомнений в том, что повседневная жизнь людей будет меняться и в будущем. Например, в ближайшие годы могут появиться новые профессии, связанные с цифровыми технологиями, и необходимые для них навыки будут отличаться от тех, что были востребованы раньше.
Профессия будущего
Заместитель директора Дирекции “Цифровая кадровая платформа” Ксения Полупан рассказала, что входит в обучение инженера ИИ и как эта профессия может измениться в будущем.
— Инженеры ИИ занимаются не только теоретическими аспектами создания таких систем, но и практической реализацией, включая выбор подходящих инструментов, языков программирования, фреймворков и платформ для достижения поставленных целей, — отметила она.
При этом пока что нет специальности, которая готовила бы именно инженеров ИИ. Высшее образование для таких специалистов строится на какой-либо предметной области: архитектура, инженерная деятельность, медицина и другие.
— А искусственный интеллект пока – это “огромная” база данных, генерирующая уже известные естественному интеллекту факты. Но в будущем возникнет ситуация, когда нужно будет чёткое проектирование пространства ИИ, и только инженер с его системным и алгоритмическим мышлением сможет это сделать, — подчеркнула Полупан.
Инженер ИИ должен будет сначала уметь синхронизировать работу естественного и искусственного интеллекта, а потом работать только с искусственным.
По словам эксперта, на данный момент в образовательные программы Московского авиационного института (МАИ) включены несколько модулей, позволяющих сформировать умения студента взаимодействовать (но не работать) с ИИ: это модуль цифровых компетенций, модуль проектов и модуль перспективных технологий.
Также на пилотных площадках Института № 1 «Авиационная техника» и Института № 14 «Передовая инженерная школа» (ПИШ) студенты выполняют IT-проект, позволяющий не только познакомиться с инструментами ИИ, но и попробовать интегрировать в инженерные проекты.
В будущем уровень востребованности выпускников таких образовательных программ на рынке труда будет очень велик, так как один человек сможет заменить работу 200 человек и более, отметила эксперт.
Материал подготовлен при поддержке Минобрнауки России