Дмитрий Шевелев: «Международная стандартизация: и цель, и средство»
Дмитрий Валерьевич Шевелев, генеральный конструктор АО «ОКБ «Аэрокосмические системы», академик Академии наук авиации и воздухоплавания
Безусловно, сегодня вряд ли кто-то оспорит тот факт, что стандартизация является действенным и работающим на перспективу инструментом повышения эффективности деятельности как конструкторских бюро, производственных предприятий, так и суверенных государств в целом и во многом определяет основные вектора их научно-технического развития.
Успех и признание государств на международной арене в конкретных предметных областях можно оценить степенью их вовлеченности в разработку и внедрение прорывных технологий, их местом в мировой табели о рангах в деле продвижения перспективных и эффективных подходов к созданию новой перспективной техники, их обоснованными претензиями на лидерство в тех или иных направлениях развития науки и техники. И количественным мерилом такого успеха, помимо прямых экономических показателей являются, в первую очередь, разработанные и внедренные национальные и международные стандарты, которые задают тон развитию наиболее важных отраслей национальной и мировой экономики на годы и десятилетия вперед.
В настоящее время Российская Федерация имеет действующие соглашения, в частности, с такими международными организациями по стандартизации, как «Международная организацией по стандартизации» (ИСО, ISO) и «Международная электротехническая комиссия» (МЭК, IEC).
В частности, участие представляющих Российскую Федерацию специалистов АО «ОКБ «Аэрокосмические системы» в техническом комитете TК20 «Самолеты и космические аппараты» (TC20 “Aircraft and space vehicles”) Международной организации по стандартизации ИСО обеспечивает доступ отечественных экспертов к проектам перспективных стандартов на ранних этапах, позволяет оценивать технический уровень государств-членов, а также предоставляет возможность российским разработчикам и производителям влиять на глобальную технологическую повестку в данной предметной области путем разработки собственных отечественных проектов стандартов, опирающихся на российские научно-технологические кластеры и стек национальных стандартов, а также путем интеграции российских предложений в проекты стандартов, инициированных другими странами.
Представители АО «ОКБ «Аэрокосмические системы» участвуют в работе следующих подкомитетов ТК20 ИСО:
- ПК1 «Требования к электрическим системам в аэрокосмической отрасли» (SC1 “Aerospace electrical requirements”);
- ПК10 «Аэрокосмические жидкостные системы и их компоненты» (SC10 “Aerospace fluid systems and components”);
- ПК16 «Беспилотные авиационные системы» (SC16 «Uncrewed aircraft system»).
В рамках комитета ТК20 ИСО ведется рассмотрение нормативных документов по стандартизации, подготавливаются предложения по внесению изменений и пересмотру документов, выполняется разработка и оформление изменений международных стандартов.
Как показала практика, участие в заседаниях технических комитетов ИСО и их рабочих групп позволяет получать актуальные сведения по результатам новейших международных исследований, нашедшим отражение в стандартизованных областях знаний, а также является эффективным инструментом продвижения интересов российских разработчиков на мировом уровне.
Результативная работа в формате Международного технического комитета по стандартизации ТК20 ИСО позволила Российской Федерации в лице представляющего нашу страну генерального конструктора АО «ОКБ «Аэрокосмические системы» возглавить созданную в рамках ТК20 ИСО специальную рабочую группу AhG1 “Electrical Systems of Electric and Hybrid Vehicles” («Электрические системы электрических и гибридных транспортных средств»), в задачи которой входит перспективное исследование потребностей в стандартах в области электрических систем электрических и гибридных транспортных средств, а также подготовка рекомендаций в части:
- приоритетов разработки стандартов и распределения работ в рамках текущих рабочих групп,
- создания новых и совместных рабочих групп,
- координации между TC20/SC1 и соответствующими техническими комитетами и подкомитетами ISO/IEC, а также другими организациями по стандартизации.
Отдельно необходимо отметить взаимодействие представителей ОКБ «Аэрокосмические системы» под руководством Росстандарта и Союза авиапроизводителей России с китайскими коллегами в формате Российско-Китайской координационной рабочей группы по стандартизации в области гражданской авиации, в том числе в рамках специальных целевых групп TF5 «SMART-стандарты» и TF6 «Стратегические направления развития стандартизации в авиастроении».
В рамках работ данных групп подготовлены предложения для Дорожной карты сотрудничества России и Китая в области стандартизации для гражданских воздушных судов в обеспечение поддержки успешной реализации совместных российско-китайских проектов в гражданском авиастроении.
В частности, в качестве практического вклада АО «ОКБ «Аэрокосмические системы» в обеспечение работ в рамках целевых групп подготовлены переводы 6 государственных стандартов и 1 авиационного отраслевого стандарта Китайской Народной Республики, которые были включены в «Каталог взаимно признанных китайско-российских стандартов в области гражданской авиации».
Деятельность предприятий в области стандартизации стимулирует их активность и повышает эффективность при реализации конкретных проектов. Главенствующую роль в этом играет контроль за соответствием уровня разрабатываемых изделий лучшим мировым аналогам, с применением современных технологий и практик проектирования. Работы предприятия в области стандартизации стимулируют внедрение новейших зарекомендовавших себя с точки зрения эффективности методик проектирования, передовых технологий производства, позволяют планировать создание и развитие испытательной базы «на перспективу».
Такой подход к организации работ можно назвать «интегральным»: «от разработки стандартов – к разработке изделий, от разработки изделий – к созданию новейшей, более точной испытательно-лабораторной базы, от результатов испытаний опытных образцов – к вдумчивой, рациональной организации серийного производства с минимизацией издержек». Т.е. стандартизация – в начале процесса, она обязана быть опережающей, она обязана «обязывать» участников производственной деятельности заблаговременно готовиться к внедрению инноваций. Только в таком варианте возможно обеспечение технологического суверенитета и достижение глобального лидерства.
Пример реализации такого «интегрального» подхода можно наблюдать в «ОКБ «Аэрокосмические системы». Активное участие в работах по стандартизации способствует повышению технического уровня специалистов и предприятия в целом, более грамотные и разносторонне подкованные специалисты предлагают более эффективные технические решения, более эффективные проекты получают поддержку от профильных федеральных органов исполнительной власти, а также способствуют укреплению доверия основных заказчиков в лице ключевых госкорпораций, являющихся традиционными заказчиками для ОКБ «Аэрокосмические системы» и других предприятий Корпорации «Промышленные технологии».
Министр промышленности и торговли лично контролирует ход импортозамещения и весьма требователен к срокам и качеству выполнения работ
Особенно остро правильность такого «интегрального» подхода ощущается при реализации «длинных» проектов, когда предельно достижимая эффективность того или иного технического решения сегодня обеспечивает нормальное функционирования системы в частности и комплекса в целом завтра.
Т.е. сегодня в техническое задание необходимо закладывать «завтрашний» уровень, чтобы завтра всё работало нормально. Если сегодня заложить «сегодня» или «вчера», то завтра придётся в режиме пожарной команды всё переделывать. А это не есть наш девиз и не есть государственный подход.
При этом очевидно, что успехи работы на международной арене должны опираться на прочный фундамент в Отечестве, поскольку одна из основных задач участия в международных организациях – продвижение национальных интересов России, формулируемое в виде стандартов, утверждающих на мировом уровне отечественные технологии, разработки в области материаловедения, методики проведения испытаний, методические подходы к выполнению опытно-конструкторских работ, методологию работ с искусственным интеллектом. Не секрет, что тот, кто пишет правила игры, автоматически получает преимущества на старте по сравнению с тем, кто узнаёт правила непосредственно перед забегом. И безусловно, успешная и результативная деятельность в рамках международных форматов существенно повышает значимость России в глазах потенциальных экономических партнеров и конкурентов, работает на повышение престижа и узнаваемости российских товарных знаков и брендов за рубежом. Косвенным образом служит даже делу популяризации русского языка в мировой науке и технике (Русский язык, наравне с английским, французским, испанским и китайским, является одним из 5 официальных языков ИСО), а использование всемирно признаваемого родного языка при разработке стандартов и конструкторской документации – это уже серьезное преимущество!
Таким образом, для формирования надёжного отечественного фундамента ОКБ «Аэрокосмические системы» в рамках работы ТК323 «Авиационная техника» возглавляет ПК04 «Гидравлические и пневматические системы. Бытовое оборудование», участвует в работе ПК11 «Беспилотные авиационные системы». В настоящее время ведётся работа в координации с Техническим комитетом 323, ведущими отечественными авиастроительными предприятиями и отраслевыми научными организациями по актуализации целей и задач ПК20 «Электротехническое и светотехническое оборудование», а также по активизации работ подкомитета по разработке и внедрению новых современных национальных стандартов, которые позволят разрабатывать и серийно строить перспективную авиационную технику, уверенно занимающую отечественный рынок самолётов и вертолётов во всех сегментах, а также конкурирующую и побеждающую на международной арене.
Однако необходимо констатировать, что активность в части разработки новых национальных стандартов в тандеме «государство - промышленность» в настоящее время носит несколько односторонний характер. Инициативы по разработке новых стандартов в подавляющем большинстве случаев исходят от предприятий промышленности и научных организаций – и это абсолютно нормально, ведь именно они по факту сталкиваются с дефицитом или отсутствием нормативной базы в их профильных областях деятельности в ходе реализации проектов, имеющих зачастую общенациональное значение. Но на сегодняшний день положение таково, что «инициатива – удел инициатора». Все затраты на разработку нового стандарта несёт предприятие-инициатор. И те, которыми оно может распоряжаться непосредственно (человеко-часы технических специалистов, непосредственно пишущих проект стандарта, работа смежных подразделений (метрологи, служба стандартизации, переводчики), работа нормоконтролёров и архива, связанные с ними накладные расходы и т.д.), и те, которые связаны с исполнением регламентированных бюрократических процедур, выполняемых уполномоченными государственными органами (финальное редактирование, верстка, издательские затраты, размещение в информационном фонде). То есть государство ещё и зарабатывает на том, кто уже собственные деньги предприятия потратил на разработку нового стандарта, да ещё вложив в этот стандарт свои знания, наработки, интеллектуальную собственность. И да – этот стандарт после его публикации и введения в действие становится интеллектуальной собственностью государства.
Сложившаяся ситуация, конечно, не сильно мотивирует предприятия разрабатывать стандарты в инициативном порядке. Поэтому очевидным инструментом для активизации непосредственных потенциальных разработчиков новых ГОСТов может являться пересмотр порядка финансирования инициативных работ в области стандартизации (уже хорошо, если в части издательско-бюрократических статей расходов), а также кратное увеличение финансирования работ, запланированных в рамках Программы национальной стандартизации (ПНС).
В сухом остатке необходимо отметить, что сотрудники ОКБ «Аэрокосмические системы» трудятся в области стандартизации, невзирая на возникающие препоны и проблемы, работа в данном направлении организована системно, руководители и специалисты проходят регулярное тематическое обучение и повышение квалификации, а из любого затруднительного положения всегда находят выход. В 2025 году трудами наших экспертов российский Федеральный информационный фонд должен пополниться как минимум двумя десятками национальных стандартов.
Для выполнения работ в области стандартизации очень уместным является следование стандартам, инструкциям и правилам. У одного очень популярного в настоящее время заокеанского организатора промышленности одна из барж, на которые осуществляется посадка многоразовых первых ступеней, называется «Просто прочтите инструкции» (Just Read the Instructions).
Так вот наша цель – не только читать, но еще и писать инструкции. Наши советские предшественники оставили нам огромную, продуманную, взаимосвязанную, иерархически структурированную «вселенную стандартов». И сегодня ключевая задача – поддержать её, актуализировать, модернизировать в соответствии с требованиями времени. Чтобы в итоге на Марсе цвели «белый налив» и «антоновка обыкновенная», а не только американские сорта.