Самолетостроение

Игорь Егоров, шеф-редактор журнала «КР», Алена Моргуновская, Юлия Силина, корреспонденты журнала «КР». В Музее Задорожного прошла встреча с летчиками-испытателями ПАО «Яковлев»

В минувшую субботу, 23 ноября, в Музее техники Вадима Задорожного состоялась встреча с летчиками-испытателями ПАО «Яковлев».

У гостей встречи была уникальная возможность узнать из первых уст о том, как проходит испытательная работа и новые самолеты готовятся к полетам.

Музей пригласил двух лекторов – Героев России, летчиков-испытателей Олега Мутовина и Андрея Синицына.

Андрей Александрович Синицын – не только летчик-испытатель «Яковлева», но и в прошлом шеф-пилот этого конструкторского бюро. Его рассказ был посвящен тому, как испытательная работа была построена в советский период. Андрей Синицын рассказал гостям лекции о трех видах испытаний – серийных, опытных и экспериментальных.

Серийные испытания проходит каждый самолет перед тем, как он будет отправлен предприятием-изготовителем заказчику. Эта работа касается серийных машин, эти типы уже знакомы летчикам, а суть таких испытаний – это облет каждого нового самолета перед тем, как он будет передан в войска (если речь идет о военном самолете) или авиакомпании-эксплуатанту (в случае с гражданскими лайнерами).

Опытные испытания – это полеты на опытных машинах. Это – своего рода период обкатки и доработки самолета до того, как он станет серийным. На этом этапе испытаний по результатам рекомендаций летчика-испытателя в новом самолете могут появится значительные доработки.

Самые интересные и в чем-то возможно опасные испытательные полеты – это экспериментальны, или полеты на экспериментальным самолетах. Так называют испытания совершенно новых типов, которые только создаются конструкторскими бюро. После того, как строится самый первый самолет будущего нового типа – он поднимается в экспериментальный полет. Некоторым самолетам не суждено вырасти в серии, и проекты закрывают на стадии экспериментальных или опытных испытаний по тем или иным причинам – не всегда связанным с качествами самого самолета. Но у летчика-испытателя есть уникальная возможность посидеть за штурвалом таких единичных машин – и порой вынести вердикт этому будущему самолету. Но это, конечно, не единственный фактор принятия решения – особенно в наши дни, когда большое значение имеет и экономическая сторона вопроса…

Андрей Александрович Синицын рассказал в ходе лекции об испытании одного из самых интересных самолетов нашего авиапрома, к сожалению, так и не пошедших в серию – это самолет с вертикальным взлетом и посадкой. На уникальных кадрах, которые были показаны гостям лекции, можно увидеть посадку Андрея Синицына на таком самолете на палубу авианосца. Он не только в буквальном смысле опускается вниз вертикально как вертолет, но и способен «сдать назад» в воздухе. Эта уникальная машина – Як-141. Впечатляющие кадры самолета, способного «отъехать назад», словно авто на трассе, конечно, вызывают восхищение – и сожаление о том, что эти удивительные возможности не были реализованы, проект не стал серийным. К слову, самолет этот можно увидеть на уличной экспозиции Музея.

Продолжил рассказ об испытательных полетах Олег Андреевич Мутовин – один из ведущих испытателей ПАО «Яковлев». В прошлом он – военный летчик, более пятнадцати лет летавший на палубных самолетах. Сейчас – летчик-испытатель новейшего российского авиалайнера, импортозамещенного МС-21. Олег Мутовин поделился рассказом об особенностях палубной авиации и показал гостям лекции уникальные кадры видеозаписей посадок палубных самолетов – в том числе записи, сделанные с камер, вмонтированные в палубу авианесущего крейсера.

Во второй части своего выступления он рассказал об испытаниях МС-21, поделившись неожиданными подробностями этих полетов и рассказом о возможностях этого лайнера. Среди интересных особенностей – на нем возможна посадка с открытой форточкой. Как рассказал Олег Мутовин, необходимо это на случай, если во время полета по какой-то причине остекление было частично повреждено и по нему пошла «сетка» трещин. Для летчика крайне важной является возможность видеть полосу при заходе на посадку и самой посадке. Для того, чтобы обеспечить такую возможность, при повреждении открывается форточка. Вариант совершенно не штатные – но вполне допустимый, как показали испытания.

Рассказал Олег Мутовин и об испытаниях еще двух новинок «Яковлева» - обновленном Як-130, который минувшим летом можно было увидеть на форуме «Армия», и Як-152.

Поделился летчик в ходе своего рассказа и опытом по обучению иностранных пилотов для работы на этих самолетах. Объемы иностранных заказов на них, как оказалось, достаточно высоки, а потребность в таких самолетах есть как минимум в нескольких странах.

После рассказал летчиков, которые длился более часа вместо запланированных 50 минут, у зрителей была возможность задать свои вопросы – и они в этот раз были по-настоящему интересными. Порой ответ на вопрос перерастал в небольшой диалог с летчиком, отвечавшим на него. Внимание гостей мероприятия привлекли как вопросы проведения испытаний, так и вопросы подготовки летчиков-испытателей – в том числе психологические аспекты. Как рассказали оба гостя лекции в ходе ответов на вопросы, при пересадке с одного типа на другой для летчика-испытателя нет никакого дискомфорта, не требуется как-то привыкать к новому самолету. За день можно сменить два, а то и три-четыре типы разных самолетов. Основы этого закладываются в период обучения в Школе летчиков-испытателей, где будущие испытатели должны освоить около пятнадцати различных типов самолетов – причем отличаются они весьма кардинально. Уже в период обучения будущие испытатели летают как на боевых самолетах, так и на грузовых, и на пассажирских, привыкая к разным типам управления и кабинам.

А вот ответ на вопрос о том, какие эмоции испытывают летчики-испытатели от полетов на больших скоростях, в том числе превышающих скорость звука, неожиданно превратился в небольшой разговор о малой авиации. Олег Мутовин рассказал о том, что с вершины своего опыта испытывает наиболее яркие эмоции от полета на небольших поршневых самолетах – тех, что принято называть малой авиацией. Сам он учился летать на них под руководством Романа Овчинникова из пилотажной группы «Первый полет». Также летчик рассказал о том, что является почетным членом аэроклуба «Нормандия-Неман», расположенного на аэродроме Хатёнки в Калужской области – и с удовольствием время от времени летает на небольших самолетах.

Надо сказать, что герои этой встречи – не единственные опытные военные летчики и испытатели, испытывающие восторг полета от небольших поршневых самолетов. Летает на них, к примеру, и Сергей Осяйкин – в недавнем прошлом командир пилотажной группы «Стрижи». Не только летчики, но и космонавты поддаются очарованию малой авиации – собственный небольшой самолет есть, например, у Сергея Крикалева. Впрочем, он не только летает сам, но и возглавляет Федерацию самолетного спорта России – основную спортивную организацию нашей страны, занимающуюся организацией и проведением соревнований по высшему пилотажу на поршневых самолетах.

В числе вопросов, заданных Олегу Мутовину и Андрею Синицыну, был и один, напрямую связанный с самыми ранними годами КБ Яковлева. Касался он работы женщин на должности летчика-испытателя в наши дни. История первых яковлевских самолетов тесно связана с именем Екатерины Матвеевны Медниковой – летчицы-испытательницы, поднимавшей в небо некоторые первые самолеты Яковлева, а в последствии ставшей его супругой. Знает российская и мировая история и других именитых женщин, работавших на испытательной работе – но сейчас таких имен не слышно. Вопрос, заданный летчикам, касался как их собственного отношения к женщинам на этой непростой, но важной работе, так и того, есть ли сейчас для девушек возможность стать испытателями. В ответ на этот вопрос Олег Мутовин поделился историей своего знакомства с Мариной Лаврентьевной Попович и рассказал о том, что стать испытателями девушки сейчас могут по-прежнему. Такая возможность есть – несмотря ни на что. И, как отметили оба выступавших летчика, отношение у них обоих к этому нормальное. Олег Мутовин также поделился рассказом о том, как помог найти работу одной из выпускниц Ульяновского авиационного училища – с отличием окончившая его девушка, освоившая за время обучения сразу два типа самолетов, не могла найти себе места в авиакомпаниях. После вмешательства именитого испытателя ситуация поменялась – и сейчас успешная выпускница УИ ГА уже готовится поднимать российские лайнеры в неба на правах второго пилота.

Конечно, девушек-летчиц меньше, чем мужчин, но их имена порой звучат ярче – может, потому, что их меньше, может быть – от того, что для того, чтобы добиться успеха, им порой нужно преодолеть не только земное притяжение и небесные перегрузки, но и сомнения окружающих на земле.

Вопрос этот, прозвучавший ближе к концу встречи, затянувшейся на три с лишним часа, стал своего рода подводкой к мероприятию, запланированному в музее через две недели. На 7 декабря намечена лекция «Девушки в авиации», а ее гостями станут спортсменки, победительницы авиационных соревнований – как прошлого, так и современности.