Самолетостроение

Ил-22: первый взлет экспериментального бомбардировщика со стартовыми ракетами

66 лет назад, 7 февраля 1948 года, на экспериментальном бомбардировщике Ил-22 впервые был выполнен взлет с работающими стартовыми ракетами. Это был первый в отечественной истории подобный эксперимент с тяжелым реактивным самолетом.

Для улучшения взлетных характеристик, экспериментальный бомбардировщик Ил-22 был оснащен двумя стартовыми твердотопливными ракетами СР-2, каждая из которых имела расчетную тягу 1500 даН. Стартовые ракеты подвешивались симметрично на правом и левом бортах фюзеляжа. Первый такой взлет был выполнен экипажем летчика-испытателя Владимира Константиновича Коккинаки.

Дальнейшие испытания, проводившиеся при различной взлетной массе самолета, показали, что использование ускорителей позволило сократить длину разбега на 38%, взлетную дистанцию – на 28%.

Справочно:
Быстрое переоснащение советской и зарубежной истребительной авиации на реактивные самолеты определило необходимость проведения опытно-конструкторских работ по исследованию возможности использования турбореактивных двигателей также и в бомбардировочной авиации. Летом 1946 года конструкторским коллективам С.В. Ильюшина и П.О. Сухого было дано задание на создание экспериментальных бомбардировщиков с четырьмя отечественными турбореактивными двигателями ТР-1, созданными под руководством А.М. Люльки.

Несмотря на новизну и сложность поставленной задачи, немногочисленный в то время коллектив ОКБ С.В. Ильюшина уже через год предъявил на летные испытания первый в СССР четырехдвигательный реактивный бомбардировщик, имевший ряд не встречавшихся в практике отечественного и мирового самолетостроения проектных и конструкторских решений.

Для Ил-22 была разработана оригинальная схема установки четырех реактивных двигателей на коротких крыльевых пилонах в изолированных мотогондолах, разнесенных по размаху крыла и вынесенных далеко вперед относительно его передней кромки. Двигатели крепились только к пилонам, передававшим нагрузки от них на конструкцию крыла.

По предложению С.В. Ильюшина для Ил-22 был впервые разработан, а при создании опытной машины практически осуществлен новый метод изготовления крыла, оперения и частично фюзеляжа, обеспечивший точное соответствие поверхностей агрегатов заданным теоретическим обводам, упростивший их изготовление, расширивший фронт сборочных работ, повысивший производительность труда сборщиков.

Новой была и система оборонительного вооружения самолета с дистанционным управлением оружием на основе как гидравлических, так и электрических приводных устройств.

24 июля 1947 г. экипаж летчика-испытателя Владимира Константиновича Коккинаки выполнил на Ил-22 первый полет. Примечательно, что в этот экипаж входил также младший его брат Константин Константинович Коккинаки. В дальнейшем К.К.Коккинаки стал лётчиком-испытателем ОКБ А.И.Микояна. Он поднял в небо истребители МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, в 1960 году установил два мировых авиационных рекорда (из них 1 – абсолютный) скорости полёта на самолёте МиГ-21. За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, лётчику-испытателю Коккинаки Константину Константиновичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 августа 1964 года было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

3 августа 1947 г. на авиационном празднике в Тушино самолет Ил-22 возглавил колонну первых отечественных реактивных самолетов различных типов.

Опыт проектирования, постройки и испытаний Ил-22 был широко использован впоследствии при создании фронтового бомбардировщика Ил-28.

Пресс-служба

ОАО «Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина»