Самолетостроение

Новые методы обеспечения безопасности полетов представили ученые ГосНИИАС на конференции «Скоростной транспорт будущего: перспективы, проблемы, решения»

Изображение.jpg

Развитие и внедрение новых цифровых технологий в авиастроении диктует необходимость разработки усиленных мер по защите критически важных систем инфраструктуры гражданской авиации и ее данных от незаконного вмешательства посредством кибератак и любых угроз, которые могут нанести вред устойчивости систем и повлиять на безопасность полетов.

Проведением научных исследований в интересах обеспечения безопасности перспективных воздушных судов, в том числе сверхзвукового пассажирского самолета, занимается лаборатория «НЦМУ-ГосНИИАС» в составе научного центра мирового уровня «Сверхзвук» (НЦМУ «Сверхзвук»). Ученые института работают над созданием интеллектуальных систем мониторинга и реконфигурации, необходимых для обеспечения требуемой динамики полета при отказах оборудования. Другой вектор работ затрагивает вопросы кибербезопасности в части разработки новых методов защиты информационной инфраструктуры самолетов нового поколения.

Специалисты ГосНИИАС* представили результаты исследований по направлениям деятельности НЦМУ «Сверхзвук» на 3-й Международной научно-технической конференции «Скоростной транспорт будущего: перспективы, проблемы, решения».

На секции «Динамика. Управление. Интеллектуализация систем» выступила аспирант института И.Б. Мищенко. В ее докладе были представлены результаты разработки и тестирования программного обеспечения, направленного на защиту бортовой сети воздушного судна от несанкционированного доступа. В рамках проведенных исследований было отработано применение технологий распределенных реестров, в частности блокчейн, и сформированы рекомендации по внедрению новых методов защиты данных в алгоритмы работы интеллектуальной системы обеспечения кибербезопасности сверхзвукового пассажирского самолета.

Начальник сектора института к.т.н. А.В. Лапин рассказал участникам конференции о применении непараметрического метода реконфигурации управления воздушным судном в целях обеспечения безопасности при отказе приводов одного из рулей. Результаты моделирования продемонстрировали, что представленное в докладе решение позволяет минимизировать отклонение динамики полета от штатного режима, сохраняя управляемость самолета при отказах.

По итогам конференции доклад «Тестирование алгоритма работы интеллектуальной системы обеспечения кибербезопасности бортового оборудования сверхзвукового пассажирского самолета» был признан лучшим в рамках секции «Динамика. Управление. Интеллектуализация систем».

*Государственный научный центр Российской Федерации Федеральное автономное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем» (ФАУ «ГосНИИАС») входит в состав Национального исследовательского центра «Институт имени Н.Е. Жуковского» (НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского»).

Отдел информационной политики и развития коммуникаций ФАУ "ГосНИИАС"