Разработки НИЦ «Институт имени Н.Е.Жуковского» для сверхзвукового гражданского самолета испытали в составе летающей лаборатории

Одним из таких проектов являются работы по созданию перспективного сверхзвукового гражданского самолета (далее – СГС), в рамках которого учеными отраслевых институтов, входящих в состав НИЦ «Институт имени Н.Е.Жуковского», выполняются исследования и разрабатываются новые технологии интеллектуального бортового радиоэлектронного оборудования (далее – БРЭО) и самолетных систем.
24 апреля 2025 года в городе Новосибирске сотрудники Государственного научно-исследовательского института авиационных систем и Сибирского научно-исследовательского института авиации имени С.А. Чаплыгина* успешно завершили первый этап экспериментальных исследований летного демонстратора (далее – ЛД) элементов БРЭО перспективного СГС на летающей лаборатории (далее – ЛЛ) Як-40.
В состав летного демонстратора вошли система внешнего видения (далее – СВВ), инновационные средства навигации и наблюдения. СВВ перспективного СГС, состоящая из пяти камер видимого диапазона и двух камер ИК диапазона, обеспечила возможность управления воздушным судном в кабине без остекления за счет формирования видеопотоков от камер и комплексирования информации о закабинной обстановке.
В пассажирской кабине были установлены многофункциональный индикатор для отображения пилотажно-навигационной информации с синтезированным изображением земного рельефа и символьным представлением траектории движения.
Испытательные полеты выполнялись летным экипажем, состоящим из командира ВС, второго пилота, бортмеханика, а также бортового оператора-испытателя и летчика-испытателя, кресло которого занял генеральный директор СибНИА им. С.А. Чаплыгина, летчик-испытатель 1 класса В.Е. Барсук.
В ходе выполнения полетов управление ВС осуществлялось с использованием систем дистанционного управления и внешнего видения. Экспериментальные исследования ЛД включали в себя отработку в условиях «закрытой кабины» технологии «от терминала до терминала», которая состояла из процедур руления, разбега, взлета, набора высоты, полета по маршруту, захода на посадку и посадку с пробегом по взлетно-посадочной полосе.
При проведении испытаний были собраны данные о функционировании средств навигации и работе СВВ и алгоритмов обнаружения препятствий на летном поле и распознавания угроз, а также натурные данные для обучения нейросетевых алгоритмов.
По итогам летных экспериментальных исследований подтверждена принципиальная реализуемость технологии посадки перспективного СГС в условиях «закрытой кабины» экипажа с использованием СВВ. Полученные данные будут использованы для проведения дальнейших исследований, направленных на устранение ограничений восприятия летчиком пространственной глубины панорамного изображения закабинной обстановки.
Более подробная информация об итогах летных экспериментальных исследований доступна на сайте информационного агентства ТАСС.
*Государственный научный центр Российской Федерации Федеральное автономное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем» (ФАУ «ГосНИИАС») и Федеральное автономное учреждение «Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина» входят в состав Национального исследовательского центра «Институт имени Н.Е. Жуковского» (НИЦ «Институт им. Н.Е.Жуковского»).
Отдел информационной политики и развития коммуникаций ФАУ "ГосНИИАС"