Эксклюзив

Эксклюзив

Человек-эпоха авиационного приборостроения

Справедливый, эрудированный, глубоко мыслящий, обладающий изящным чувством юмора, честный, внимательный, надежный, великодушный, наделенный стратегическим мышлением, анализирующий сложные взаимосвязи, быстро принимающий верные решения… Этот перечень эпитетов можно продолжать бесконечно, говоря лишь об одном человеке – Гиви Ивлиановиче Джанджгаве – докторе технических наук, профессоре, руководителе (1990-2010 гг.) и Генеральном конструкторе Раменского приборостроительного конструкторского бюро (1990 - 2021 гг.). 10 августа 2025 года исполняется 85 лет со дня его рождения. Данная статья - дань памяти и уважения этому легендарному человеку. 

По крупицам собирая авиационный «пазл». 9 лет поисковых работ на месте падения самолета-штурмовика Ил-2 под Наро-Фоминском. Промежуточные результаты поисков. Новые открытия
Автор: Федор Пущин, руководитель поискового отряда «Бумеранг-ДОСААФ» г. Наро-Фоминска, ученый секретарь Наро-Фоминского историко-краеведческого музея, специалист Центра современной истории

С 2016 года поисковиками отряда «Бумеранг-ДОСААФ» ведутся поисковые работы на месте падения/вынужденной посадки советского самолета-штурмовика Ил-2 под Наро-Фоминском. Почему возможная причина потеря самолета-штурмовика указана именно через дробь? Дело в том, что некоторые местные жители утверждают, что этот самолет когда-то стоял на своем шасси прямо посреди пахотного поля недалеко от деревни, а после войны был разобран на металлолом. Но это всего лишь версия, которую необходимо проверять. Дело в том, что в результате поисковых исследований выявляются новые факты, косвенно указывающие и на возможную боевую потерю нашего самолета. О чем будет рассказано в завершении этой статьи. 
Ростовское небо. Осень 1941-го....

Авторы: Иван Анатольевич Заболотский, Александр Николаевич Заблотский

Осенью 1941 года под Ростовом-на-Дону Вермахт потерпел первое серьёзное поражение в Великой Отечественной войне. Общий ход сражения за Ростов, события, происходившие на земле, описаны и исследованы уже достаточно подробно. Но действия авиации на этом участке фронта в работах современных историков до сих пор оставались на втором плане. Авторы на основе информации из опубликованных на данный момент советских и немецких документов, воспоминаний участников войны попытались воссоздать хронику боевых действий в воздухе на ростовском направлении, вспомнив при этом наиболее яркие эпизоды воздушных боёв на Дону и героев-летчиков, отстоявших донское небо в 1941 г. Собранные материалы послужили основой для нашей книги «Ростовское небо. Осень 1941-го...». Данная статья резюмирует изложенное в книге и подводит некоторые итоги участия ВВС Красной Армии в сражении за Ростов.

35 лет со дня первого полёта истребителя-бомбардировщика Т-10В-1 (в серии Су-34) экипаж А.А.Иванова (1990 г.)
Автор: Андрей Богданович Пидгайный, старший научный сотрудник Центрального музея Военно-воздушных сил

Су-34 является одним из самых передовых и универсальных боевых самолётов в мире. Его многофункциональность, высокие боевые характеристики и мощные системы обороны делают его незаменимым в условиях современных военных конфликтов. Конструкторы смогли объединить в этой машине такие противоречивые качества, как высокую скорость и маневренность с большой боевой нагрузкой и боевым радиусом. Самолёт вобрал в себя характеристики многих предшествовавших ему и стоящих сегодня на вооружении машин. Такой подход сделал Су-34 многофункциональным самолётом, способным самостоятельно выполнять очень широкий спектр задач по наземным, морским и воздушным целям.

25 лет в небе: как АО «НПО «Прибор» обеспечивает безопасную эксплуатацию российской авиации

В 2025 году АО «НПО «Прибор», ведущий разработчик и производитель бортового оборудования для авиации, отмечает 25-летие! За четверть века компания стала ключевым игроком в обеспечении безопасности полетов, внедряя инновационные решения для авиации. О том, как начинался путь предприятия, какие техно логии сегодня определяют его успех и какие вызовы стоят перед отраслью, рассказал генеральный директор Александр Панкратов.
От ремесленной мастерской до технологической долины: 195 лет МГТУ им. Н.Э. Баумана

13 июля 2025 года Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана отмечает 195-летний юбилей со дня основания. История первого инженерного университета России – это история развития научной и технической мысли, летопись инженерной школы и технического прогресса нашей Родины. Прошедшая нелегкий исторический путь, который запечатлелся в аббревиатурах МРУЗ-ИМТУ-МВТУ-МММИ-МВТУ-МГТУ, Бауманка является наследником и правопреемником школы XIX века и исторического метода воспитания российских инженеров.

100 лет ОДК-УМПО – юбилей гиганта двигателестроения России
Столетие отмечает в этом году легендарный производитель авиационных двигателей ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение – предприятие по разработке, производству, сервисному обслуживанию и ремонту газотурбинных двигателей для авиации и нефтегазовой отрасли. Входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха. ОДК-УМПО – предприятие, внесшее значительный вклад в победу СССР в небе Великой Отечественной войны, в становление и развитие реактивной авиации. Предлагаем обзор истории и современных программ уфимского двигателестроения. 
Лидия ЛОГИНОВА, генеральный директор  ООО «ПроЛицензия». ОТ ЧЕРТЕЖА ДО ВЗЛЕТНОЙ ПОЛОСЫ: КАК СЕРТИФИКАТЫ РОСАВИАЦИИ ОТКРЫВАЮТ ВАШ ПУТЬ К ЗВЕЗДАМ

Авиация – отрасль, где компромиссы с безопасностью недопустимы, а точность и соблюдение стандартов являются аксиомой. В Российской Федерации эта фундаментальная установка отражена в строгой регламентации, где ключевую роль играют лицензирование авиационной деятельности и система сертификации авиационной техники, организаций-разработчиков и изготовителей. Для любой компании, стремящейся быть успешным участником авиационной индустрии Российской Федерации, глубокое понимание и безукоризненное выполнение требований Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) – не просто юридическая обязанность, но и стратегическое конкурентное преимущество, залог доверия и репутации. Это касается как общей лицензии на авиационную деятельность, так и специфических сертификатов – Сертификата типа и Сертификата Разработчика, порядок получения которых подробно описан Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.06.2019 г. № 184 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21» (далее – ФАП-21).

Сравнительный анализ самолётов для противодействия БПЛА

Автор: Михаил Сергеевич Тяглик, доцент кафедры "Динамика и управление полетом ЛА" Московского авиационного института (Национальный исследовательский университет), к.т.н.

Развитие индустрии беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) не только открывает новые возможности для развития различных сфер жизни и экономики, но и формирует новые угрозы. Сегодня БПЛА, в первую очередь ударные, представляют значительную угрозу для объектов критической инфраструктуры, для граждан нашей страны. Еще большую опасность представляют дроны-камикадзе дальнего радиуса действия на базе легкомоторных самолетов (в т.ч. «Аэропракт» А-22, Украина) с массой боевой части до 100 кг. Такие самолеты применялись для атак на объекты в Казани и в Брянской области.

МАИ создаёт линейку двигателей и силовых установок для беспилотников

Московский авиационный институт – один из ключевых игроков на стремительно растущем рынке беспилотных авиационных систем. Среди решений, разрабатываемых университетом в этой стратегически значимой сфере, – двигатели и силовые установки для беспилотников разных типов: от малых до тяжёлых грузовых аппаратов, в том числе – для аэротакси. Работы ведутся на базе Передовой инженерной школы (ПИШ) МАИ, где создана лаборатория «Гибридные и электрические силовые установки». Основным индустриальным партнёром университета в их проведении выступает АО «Объединённая двигателестроительная корпорация». К реализации проектов привлекаются студенты, обучающиеся в ПИШ МАИ на программах специализированного высшего образования «Электрические силовые установки» и «Конструкция и проектирование гибридных силовых установок».

Вариант варианту рознь (к теме обозначений самолётов)
Автор: Сергей Дмитриевич Комиссаров, главный редактор журнала «Крылья Родины», академик АНАиВ

Поговорим на этот раз о том, как в принятой у нас системе обозначений самолётов получают отражение различные варианты и модификации летательных аппаратов. Для начала проясним терминологию. У нас термины «вариант» и «модификация» обычно употребляются как равнозначные синонимы с общим смыслом «разновидность». Однако, строго говоря, «модификация» означает «видоизменение», и в англоязычной авиационной лексике слово modification употребляется в значении именно процесса видоизменения, а в результате этого процесса возникает variant или, чаще, version (вариант в нашем понимании). 

ЭПОХА В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (Памяти Виктора Васильевича Горлова)

24 апреля 2025 г. на 88-м году ушел из жизни один из самых авторитетных руководителей и общественных деятелей отечественной гражданской авиации, академик Академии наук авиации и воздухоплавания Виктор Васильевич Горлов. Академия наук авиации и воздухоплавания предлагает читателям интервью с В.В. Горловым, опубликованное в журнале «АвиаСоюз» № 3/4, 2022 г.

Источник: Международный авиационно-космический журнал «АвиаСоюз»

ВЧЕРА, СЕГОДНЯ ЗАВТРА…. НПП «ТЕМП» им. Ф. Короткова – 85 лет.

История нашей авиации неразрывной нитью связана с историей России, повторяя ее взлеты, спады, трагические и героические этапы. У всех на слуху названия авиационных конструкторских бюро Туполева, Яковлева, Ильюшина, ставших витриной советской авиационной промышленности. КБ Швецова, Микулина, Туманского, Соловьева, Кузнецова, Люльки, Климова, создававшие авиационные двигатели, мало известны широким массам. И только очень узкий круг специалистов знает предприятия и конструкторские бюро, занимающиеся агрегатостроением: системами управления, топливопитания, энергообеспечения. НПП «Темп» им. Ф. Короткова» – одно из них.

Память о героях не умирает
Недавно, в связи с передачей бывшей территории Военно-воздушной инженерной академии (ВВИА) имени профессора Н. Е. Жуковского под комплексное жилищное строительство, памятный монумент выпускникам и сотрудникам академии, погибшим в Великой Отечественной войне, был перенесен с прежнего места установки (ул. Серегина, дом 5) на новое место в Головановский народный парк рядом с домом по адресу ул. Часовая, дом 19, корпус 3 (в районе метро «Сокол»). 21 июня 2025 года состоялось торжественное открытие монумента на новой территории. На открытии присутствовали руководство Северного административного округа и Управы района «Аэропорт», представители ряда государственных органов и общественных организаций г. Москвы, бывшие сотрудники ВВИА им. проф. Н. Е. Жуковского, а также студенты и преподаватели Московского государственного университета гражданской авиации и Московского политехнического университета. 
Испытательная база России: 55 лет директору ГкНИПАС Сергею Астахову

22 июня пятьдесят пять лет исполняется Сергею Анатольевичу Астахову, директору Федерального казенного предприятия «Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем имени Л.К. Сафронова» (ФКП «ГкНИПАС имени Л.К. Сафронова», входит в ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е.Жуковского»). ГкНИПАС вносит серьезный вклад в укрепление обороноспособности России, на протяжение своей долгой истории развивая возможности полигона, обеспечивающего натурные наземные испытания и стендовую отработку авиационной и ракетной техники и вооружения. История возникновения полигона берет начало с июня 1941 года. Его создание было вызвано неотложной необходимостью обеспечить подготовку летного состава к выполнению боевых задач. Для этого на территории лесного массива была создана мишенная обстановка, с помощью которой летчики отрабатывали приемы бомбометания и стрельбы по наземным целям, вылетая с аэродрома Летно-исследовательского института в Раменском (ныне город Жуковский).

Форум «Инженеры будущего»: инвестиция в промышленное будущее

Сегодня, когда технологический суверенитет и устойчивое развитие промышленности стали стратегическими приоритетами страны, такие инициативы, как форум «Инженеры будущего», приобретают особое значение. Ведь именно молодежь — носитель новых идей, драйвер изменений и будущее российской промышленности. Международный молодежный промышленный форум «Инженеры будущего» проводится ежегодно, начиная с 2011 года, по инициативе Союза машиностроителей России и при поддержке Госкорпорации Ростех. Здесь встречаются талантливая молодежь, представители промышленного сектора, вузов и научного сообщества, чтобы обменяться опытом, узнать о новых технологиях, развить управленческие и проектные компетенции. Молодые инженеры, собравшиеся со всей России и из-за рубежа, участвуют в лекциях, мастер-классах, деловых играх, инженерных баттлах, панельных дискуссиях и круглых столах.

Лёд и пламя в жизни Николая Дмитриевича Таликова
22 мая – 80 лет Николаю Дмитриевичу Таликову, Заслуженному конструктору Российской Федерации, заместителю председателя научно-технического совета ПАО «Ил», генеральному конструктору предприятия (2015-2017 гг.). Две стихии – лед и пламя – сочетаются в его биографии удивительным образом. С одной стороны, многолетняя работа над технологиями парашютного десантирования, позволяющими надежно доставлять грузы в самые удаленные уголки планеты, такие как Арктика и Антарктида. С другой – уникальный противопожарный комплекс для самолета Ил-76, позволяющий эффективно тушить крупные очаги наземных возгораний. О судьбе авиаконструктора и его работе – в нашем материале.
Трудные шаги к великой Победе

Трудный путь прошел Московский карбюраторный завод №33 (ныне АО «МПО им. И. Румянцева, входит в ГК Ростех) за время Великой Отечественной войны – эвакуация большой части специалистов и оборудования на завод дублёр, восстановление производства, нехватка материалов и рабочей силы и при этом увеличение плана выпуска продукции.

1941 год. Освоение карбюратора АК-82БП, эвакуация и производство мин

Уже днем 22 июня на заводе прошло экстренное совещание, на котором было решено: немедленно приступить к перестройке работы завода на военный лад. Работа цехов не останавливалась ни на минуту. Днем и ночью, во время воздушных тревог и бомбежек завод производил продукцию, необходимую фронту.

Улан-Удэнский авиационный завод - для Победы в Великой Отечественной войне

Улан-Удэнский авиационный завод холдинга «Вертолеты России» Госкорпорации Ростех вместе со всей страной ковал Победу. Авиазаводчане героически сражались на фронтах за Родину, самоотверженно трудились в тылу – изготавливали и поставляли необходимую авиационную технику, которая помогала выстаивать в тяжелейших сражениях. Делали все возможное и невозможное, чтобы приблизить заветный день окончания войны. За годы Великой Отечественной с завода на военную службу мобилизовали и призвали 1084 заводчан. После всенародного призыва «Родина-мать зовет!» добровольно пошли служить 65 девушек (18-22 лет). 

АО «Металлургический завод «Петросталь» – легендарное предприятие России, со славной многовековой историей и богатыми трудовыми традициями

Завод начинает свою биографию в далеком 1801 году. Тогда он именовался «Санкт-Петербургским чугунолитейным заводом». Основной его задачей была отливка ядер, которые предназначались для гладкоствольных артиллерийских орудий. С 1812 года завод начал пробовать себя в машиностроении. Были изготовлены первые паровые машины. Кроме этого, пришлось освоить и художественное чугунное литье: завод активно привлекали к созданию архитектурных памятников Санкт-Петербурга и его знаменитых пригородов. Поздней осенью 1824 года в результате сильнейшего наводнения в Северной столице завод был затоплен и разрушен. В последующие почти четыре десятка лет он боролся за выживание. Второе рождение завод получил в 1868 году, когда его купил известный талантливый инженер и предприниматель того времени Николай Иванович Путилов. 

АО «Металлургический завод «Электросталь»: броня крепка!

На карте немецкого лётчика подмосковный город Электросталь был зачёркнут чёрным крестом, а в заготовленном для Берлина донесении говорилось о его уничтожении с воздуха. Такие документы были найдены в планшете экипажа вражеского самолёта «Хейнкель-111», сбитого зенитчиками в разгар Великой Отечественной войны. Немцы хотели стереть с лица земли эту территорию, потому что здесь, на заводе «Электросталь», ковался оборонный щит Родины. В залпах гвардейских миномётов-«катюш», в атаках прославленных «Илов», в танковой лавине «тридцатчетвёрок», в затворах автоматов — весомая доля труда подмосковных металлургов. Не случайно ещё в годы войны предприятие было награждено орденом Ленина за большой вклад в Великую Победу.

«Герои науки, создавшие крылья Победы»

Научное сопровождение разработки авиационной техники в довоенный период и в годы войны осуществляли ведущие центры авиационной науки – отраслевые институты, сохранившие свой значимый статус до настоящего времени. В условиях необходимости обеспечения фронта современными образцами вооружения и военной техники научные сотрудники ЦАГИ, ЦИАМ, ЛИИ и ВИАМ трудились без устали. Многие существующие на тот момент проекты самолетов не могли быть запущены в серийное производство: либо мощности авиационных завода не позволяли, либо изменения в стратегии ведения воздушного боя диктовали новые требования к авиационной технике. При этом постоянно совершенствовались материалы, конструкции фюзеляжа и крыла, экспериментально подтверждались живучесть и боевая эффективность модернизированных изделий. 

Крылатый металл для Победы: подвиг ступинских металлургов

История Ступинской металлургической компании (АО «СМК»), ведущего российского производителя высокотехнологичных изделий для ответственных отраслей промышленности, в том числе авиационной – это страницы свершений и побед, освоения новых промышленных горизонтов, смелых шагов вперед и уверенного стремительного развития, постоянного совершенствования производственных процессов и расширения географии поставок. Золотыми буквами вписано имя предприятия и в историю трудового подвига нашего народа в годы Великой Отечественной войны. «Все для фронта! Все для Победы!» - под таким девизом работал коллектив завода. В этом году исполняется 80 лет вручению СМК Ордена Ленина – 16 сентября 1945 года был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении СМК Орденом Ленина «За образцовое выполнение заданий правительства по обеспечению заводов промышленности прокатом и поковками». 

ОКБ-19. Создатели моторов Победы

В 1930 году Совет труда и обороны принял решение о строительстве в Перми крупного завода № 19 по производству авиационных двигателей (сегодня это АО «ОДК-Пермские моторы», входит в Объединенную двигателестроительную корпорация Ростеха). Первого апреля 1934 года его главным конструктором был назначен уже известный в СССР создатель первого отечественного авиационного двигателя Аркадий Дмитриевич Швецов. Одним из первых шагов Швецова на заводе № 19 стала организация в том же 1934 году конструкторского бюро. Перед его коллективом – в то время всего 17 человек – наряду с созданием техдокументации, обеспечивающей производство, сборку и испытания лицензионного мотора, получившего название М-25 (мотор «Циклон» американской фирмы Кертис-Райт), была поставлена задача разработать модифицированные и новые отечественные двигатели, в первую очередь – для истребительной авиации.

Объединенные войной: героический подвиг специалистов ЦИАМ

Они прошли фронтовыми дорогами полземли, вынесли на своих плечах всю тяжесть войны, отвоевали для будущих поколений право жить.

Без памяти об их подвигах и героическом прошлом нашей страны не может быть и будущего. Рассказываем о героях – ветеранах войны, в мирное время разрабатывавших и совершенствовавших авиационные двигатели в Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»).

НИИ ГВФ – вклад в Победу!
Авторы:
Дмитрий Бобылев, генеральный директор ГосНИИ ГА, кандидат технических наук;
Василий Шапкин, научный руководитель ГосНИИ ГА, доктор технических наук, профессор, академик Академии наук авиации и воздухоплавания, генеральный директор ГосНИИ ГА в 2006-2018 гг.;
Сергей Диогенов, советник генерального директора ГосНИИ ГА, кандидат военных наук.

4 октября 2025 г. Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ГосНИИ ГА) отметит свой 95-летний юбилей. Одна из самых ярких страниц в славной истории Института – самоотверженный труд ученых, летчиков, инженеров техников и других специалистов в годы Великой Отечественной войны и их весомый вклад в Победу.  К началу 1941 года гражданская авиация СССР представляла собой крупную, быстро развивающуюся отрасль, оснащенную новой авиационной техникой, с развитой сетью аэропортов, радиостанций, ремонтных баз, заводов и мастерских, научных учреждений, учебных заведений, строительных и проектных организаций. 

Источник: Международный авиационно-космический журнал "АвиаСоюз"
«КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ» - ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА АВИАТЕХНИКИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ (К 80-летию Анатолия Николаевича Фомичева, генерального директора СПб ОАО «Красный Октябрь»)

Автор: Виктор Михайлович Чуйко, президент Академии наук авиации и воздухоплавания

Наша страна в 2025 году отмечает 80-летие Победы в Великой Отечественной войне, и Победа эта далась не только ценою жизней воевавших солдат Красной Армии, но и благодаря предприятиям промышленности, которые день и ночь ковали все для фронта, все для Победы. Своего рода юбилей в этом году отмечает и получивший свое имя в сентябре 1925 года ленинградский машиностроительный завод «Красный Октябрь», который производит редукторы для вертолетов, коробки самолетных агрегатов для истребителей, вспомогательные силовые установки и мотоблоки. Юбилей в этом году и у ровесника Победы — Анатолия Николаевича Фомичева, генерального директора «Красного Октября» с 1986 года. 1 мая 2025 года ему исполнилось 80 лет. Хороший повод для рассказа об успехах предприятия в нынешнее непростое время. 

Спецвыпуск: «Вклад авиации в Великую Победу»

Понимая важность сохранения исторической памяти, патриотического воспитания современной молодежи и приближающегося 80-летия Великой Победы редакция журнала «Крылья Родины» при поддержке Академии наук авиации и воздухоплавания подготовила ряд социально-значимых проектов: «ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ…». Одним из таких проектов стал специальный выпуск: «Вклад авиации в Великую Победу». Спецвыпуск разбит на рубрики: 

- Крылья Победы (в данной рубрике мы рассказываем о легендарных самолетах, конструкторах, КБ и заводах приблизивших нашу Победу).

- Лица победы. Траектория подвига (рассказ о выдающихся летчиках, их буднях и воздушных победах).

- Двигателестроение - фронту (рассказ о работе двигателестроительных ОКБ, заводах и двигателях, внесших вклад в Победу).

- Точно в цель! Авиационное оружие Победы (здесь мы рассказываем об авиационном вооружении, которое применялось для уничтожения врага).

- Воздушный фронт Великой Отечественной (в данной рубрике мы рассказываем о применении авиации и ее роли в ходе ВОВ).

- Авиационный поиск. Возвращая экипажи из последнего полета (в данной рубрике идет рассказ о работе поисковых отрядов, занимающихся поиском погибших летчиков в годы ВОВ и их родственников).

Отдельным блоком идут статьи о металлургических предприятия в годы Великой Отечественной, а также ряде агрегатных КБ и Институтов.


Крылья Победы. Самолёты А.Н. Туполева и П.О. Сухого

Автор: Дмитрий Сергеевич Комиссаров

Авиаконструктора А.Н. Туполева не зря называли патриархом советского самолётостроения. Он был организатором и одним из руководителей ЦАГИ. В 1918 г. под его руководством в ЦАГИ сформировался конструкторский коллектив. Там создавались первые советские цельнометаллические самолёты, в т.ч. те, что составляли основу советской бомбардировочной авиации в 1930-е годы. В 1936 г. ОКБ Туполева отделилось от ЦАГИ, обосновавшись на опытном заводе №156. Осенью 1937 г. Туполев был арестован по обвинению во вредительстве; в 1938-1941 г. его конструкторская работа проходила в ЦКБ-29, входившем в структуру Специального технического отдела НКВД (СТО). Разумеется, бомбардировщики Туполева тоже внесли свой вклад в победу в Великой Отечественной войне. Кроме того, некоторые из соратников Туполева, работавшие с ним в т.ч. в СТО, позже стали руководителями других знаменитых советских авиационных КБ.

Советский авиапром в предвоенные годы

Автор: Александр Янович Книвель, академик Академии наук авиации и воздухоплавания, лауреат премии Правительства России в области науки и техники, Почётный авиастроитель

7 марта 1936 года фашистская Гер­мания нарушила условия Версальского мирного договора, который подвёл черту под Первой мировой войной, и ввела немецкие войска в Рейнскую область. Именно с этого момента фактически и началась Вторая мировая война. Всем стало ясно, что её дальнейшая эскалация не за горами. Хорошо известно, когда нача­лась Великая Отечественная война советского народа про­тив немецко-фашистских захват­чиков. 80-летие Великой Победы отмечается в этом году. Но начало Второй мировой войны относится, с подачи англосаксов, на 1 сентября1939 г. Эта дата выбрана ими для того, чтобы можно было триггером Второй мировой войны объявить так называемый пакт Молотова – Риббентропа и самим избежать ответственности за её разжигание. 

Источник: Международный авиационно-космический журнал "АвиаСоюз"


Страницы: 1 2 3 4 5 ... 15 След.